вторник, 27 ноября 2012 г.

Власова Елена Львовна к.п.д., доцент кафедры уголовного права и уголовного процесса НОУ ВПДО «Байкальский гуманитарный институт», Российская Федерация, г. Иркутск Актуальные проблемы унификации законодательства государств-членов Таможенного союза


Власова Елена Львовна
к.п.д., доцент кафедры уголовного права и уголовного процесса
НОУ ВПДО «Байкальский гуманитарный институт»,
Российская Федерация, г. Иркутск

Актуальные проблемы унификации законодательства государств-членов таможенного союза

В связи с бурным развитием интеграционных процессов в рамках ЕврАзЭС национальное законодательство государств-членов Таможенного союза существенно меняется и поэтапно проходит процессы гармонизации и унификации, что должно позволить постепенно перейти к единому общему правовому регулированию.
Во многих областях таможенного законодательства, касающегося, например, перемещения товаров, использования таможенных процедур и т.д., унификация практически завершена, так как ключевые аспекты достаточно четко прописаны в Таможенном кодексе таможенного союза[1]. Иначе говоря, таможенные правила, по большей части, унифицированы. Но, что же происходит в случае, если лицом нарушены указанные правила, ведь изменение таможенных правил должно было повлечь и изменение ответственности за их нарушение?
Из Таможенного кодекса таможенного союза следует, что таможенные органы государств - членов таможенного союза ведут административный процесс (осуществляют производство) по делам об административных правонарушениях и привлекают лиц к административной ответственности в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.
Таким образом, в настоящее время вопросы, связанные с нарушением таможенных правил, решаются на уровне национального законодательства государств-членов Таможенного союза. При этом следует отметить, что после вступления в силу Таможенного кодекса таможенного союза (с 01.07.2010) никаких существенных изменений, в главу Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), посвященную административным правонарушениям в области таможенного дела, не вносилось. Иными словами, ответственность за нарушение таможенных правил регулируется национальным законодательством, которое не приведено в соответствии с международным правовым актом, к коим относится Таможенный кодекс таможенного союза. Что это означает на практике?
Приведем простой пример, в КоАП РФ установлена ответственность за несоблюдение таможенного режима (статья 16.19), в частности, за несоблюдение условий помещения товаров под таможенный режим, содержание которого предусматривает полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов либо возврат уплаченных сумм и (или) неприменение запретов и (или) ограничений экономического характера, а также за пользование или распоряжение товарами в нарушение таможенного режима, под который они помещены. Данная статья достаточно часто применяется на практике таможенными органами[2].
Однако Таможенный кодекс таможенного союза не содержит понятия «таможенный режим». Товары в соответствии с названным кодексом при ввозе/вывозе помещаются под одну из установленных таможенных процедур.
Таким образом, в случае несоблюдения участником внешнеэкономической деятельности условий помещения товаров под какую-либо процедуру, он не может быть привлечен к ответственности по статье 16.19 КоАП РФ, поскольку диспозиция данной статьи говорит о помещении товаров под таможенный режим, а такое понятие в действующем таможенном законодательстве отсутствует. Исключения могут составлять некоторые случаи, предусмотренные Разделом 8 Таможенного кодекса таможенного союза («Переходные положения»).
Отсутствует унификация законодательства об административной ответственности и на уровне национальных законодательств государств-членов Таможенного союза. Правовые нормы в области ответственности за нарушение таможенного законодательства в государствах-членах Таможенного союза имеют серьезные отличия, что приводит к объективным противоречиям на пути к формированию единого экономического пространства.
Так, например, ни в Республике Беларусь, ни в Республике Казахстан не установлена ответственность за нарушение сроков временного хранения (статья 16.16 КоАП РФ) или за представление недействительных документов для выпуска товаров до подачи таможенной декларации (статья 16.17 КоАП РФ). Однако в КоАП РФ отсутствуют нормы, определяющие ответственность за неуведомление о пересечении таможенной границы или за неостановку транспортного средства в месте, определенном таможенным органом, в то время ответственность за указанные правонарушения установлена и в Республике Беларусь, и в Республике Казахстан[3].
Существенно отличаются и санкции за те правонарушения, ответственность за которые предусмотрена во всех государствах-членах Таможенного союза.
Также интересно отметить, что в Республике Беларусь, например, суд может вынести постановление по делу об административном правонарушении в отношении «неустановленного лица», а в Российской Федерации и в Республике Казахстан к ответственности привлекается юридическое лицо, должностное лицо или гражданин.
Что касается уголовного законодательства, то во всех государствах-членах Таможенного союза существует абсолютно разный подход к определению, например, предмета контрабанды.
Безусловно, это лишь небольшая часть примеров, свидетельствующих об отсутствии унификации законодательства государств-членов таможенного союза в области ответственности за нарушение таможенных правил.
Для преодоления различий в национальных правовых системах в области юридической ответственности 5 июля 2010 года государствами-членами Таможенного союза было подписано два важных, на наш взгляд, международных документа, а именно, Договор об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушение таможенного законодательства Таможенного союза и государств-членов Таможенного союза (далее – Договор) и Соглашение о правовой помощи и взаимодействии таможенных органов государств-членов Таможенного союза по уголовным делам и делам об административных правонарушениях (далее – оглашение)[4].
Договор и Соглашение ратифицированы Российской Федерацией Федеральными законами от 05.04.2011 № 59-ФЗ и от 07.02.2011 № 13-ФЗ, соответственно.
В соответствии с Соглашением виды преступлений и административных правонарушений, а также порядок и принципы привлечения лиц к уголовной и (или) административной ответственности определяются законодательством Сторон с особенностями, установленными названным Договором. При этом каждая из Сторон обязуется принять меры по внесению изменений в свое законодательство и приведению к единообразному определению противоправности таких деяний. Иными словами, Договор устанавливает, что, как и было ранее, вопросы административной и уголовной ответственности решаются на уровне национального законодательства государств-членов Таможенного союза, то есть предусматривает лишь частичную унификацию законодательства. Так что же это за особенности, которые должны найти свое отражение в законодательстве Российской Федерации?
Лицо, совершившее административное правонарушение на таможенной территории таможенного союза, подлежит привлечению к ответственности по законодательству той Стороны, на территории которого выявлено административное правонарушение. Соответственно, административный процесс (производство) ведется также по законодательству этой стороны.
Интересно отметить, что Договором специально установлена норма, что в случае недоставки товаров и документов на них в место доставки, лицо подлежит привлечению к административной ответственности по законодательству той стороны, таможенными органами которой товары были выпущены в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита.
Далее, Договором также установлено, что лицо, в отношении которого вступило в законную силу решение по делу об административном правонарушении на территории одной Стороны, не может за то же самое деяние привлекаться к административной ответственности другой Стороной.
Договор определяет и область правовой ответственности сторон при выявлении уголовных преступлений. Так, в случае невозможности определения места совершения преступления, таковым считается место его обнаружения. Если же преступления совершаются на территории нескольких сторон, местом их совершения считается территория стороны, на которой было совершено последнее преступление, а уголовное дело может расследоваться на территории той стороны, где совершено большинство преступлений или наиболее тяжкое из них. В случае невыдачи одной из сторон договора гражданина этой стороны, в отношении которого осуществляется уголовное преследование другой стороной, уголовное дело в отношении данного лица передается стороне договора по гражданской принадлежности.
Как и при привлечении к административной ответственности, лица не могут привлекаться к уголовной ответственности за одно и то же деяние Стороной, на территории которой соответствующее судебное решение не вступало в законную силу.
Что касается Соглашения, то оно построено на общепризнанных принципах и нормах международного права.
Цель указанного Соглашения – организация взаимодействия между таможенными органами Сторон по вопросам, связанным с оказанием правовой помощи по уголовным и административным делам, находящимся в производстве таможенных органов Сторон.
Так, Соглашением, например, установлено, что запросы о предоставлении информации и документов, поручения о проведении отдельных процессуальных действий могут направляться как между территориальными таможенными органами, так и через центральные таможенные органы. При этом запрашиваемый таможенный орган вправе по своей инициативе провести не предусмотренные запросом, поручением действия, связанные с их исполнением[5].
Следует отметить, что таможенные органы при исполнении поручений о проведении отдельных процессуальных и иных действий, полученных от другой Стороны вправе производить и такие действия, как изъятие либо арест товаров и документов, являющихся вещественными доказательствами или предметами административного правонарушения, получение необходимой для производства по делу или его рассмотрения информации от государственных органов и лиц, экспертизу и иные действия. Важно, что процессуальные и иные действия по делам об административных правонарушениях производятся в соответствии с законодательством запрашиваемой Стороны.
Также следует иметь в виду, что каждая из Сторон предоставляет по письменному запросу другой Стороны сведения о привлечении лиц к административной ответственности, если эти лица привлекаются к административной ответственности на территории запрашивающей Стороны.
Безусловно, Договор и Соглашение не вносят каких-либо существенных изменений в действующее законодательство ни Российской Федерации, ни других государств-членов Таможенного союза.
Каким образом положения Договора и Соглашения могут отразиться на деятельности участников ВЭД, как государства-члены Таможенного союза будут выполнять предписания, содержащиеся в приведенных актах, и какие изменения будут внесены – покажет время.
Три страны Таможенного союза - Беларусь, Казахстан, Россия - вступили во второй этап интеграционного образования: создали единую таможенную территорию. Упрощены административные процедуры во внешней торговле, отменен контроль на внутренней границе Таможенного союза.
Таможенные органы трех стран следят за тем, чтобы все эти процессы осуществлялись без нарушений, в соответствии с законодательством. В настоящее время составы уголовных преступлений и административных правонарушений в таможенном законодательстве трех стран в основном схожи. Вместе с тем имеются и незначительные отличия.
Такое преступление, как контрабанда содержится в уголовных кодексах всех стран Таможенного союза и предусматривает уголовную ответственность за незаконное перемещение через таможенную границу товаров, которые можно отнести к имеющим повышенную опасность. Это наркотические средства, психотропные, сильнодействующие, ядовитые, отравляющие, радиоактивные или взрывчатые вещества, вооружение, части или компоненты боеприпасов, ядерного, химического, биологического и других видов оружия массового поражения и иные подобные товары.
Вместе с тем имеются некоторые различия. Так, в Уголовном кодексе РФ предусматривается ответственность за незаконное перемещение через таможенную границу (контрабанду) любых товаров (не только опасных), если их стоимость составляет крупную сумму. Кроме того, к объектам этого преступления относятся стратегически важные сырьевые товары, а также культурные ценности, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу России (независимо от стоимости)[6].
Аналогичная статья Уголовного кодекса Беларуси таких норм не содержит. В РБ предусматривается ответственность за незаконное перемещение (контрабанду), кроме вышеперечисленных, также товаров, которые отнесены к категории ограниченных либо запрещенных к перемещению через таможенную границу, если их стоимость превышает 2 тыс. базовых величин. В то же время, в отличие от УК РФ, ответственность предусмотрена за незаконное перемещение составных частей оружия или его компонентов, что позволяет предотвратить ввоз оружия по частям.
В Уголовном кодексе Казахстана имеются два схожих состава преступления «Контрабанда»: «Экономическая контрабанда» и «Контрабанда изъятых из обращения предметов или предметов, обращение которых ограничено». Объекты преступного посягательства этих статей практически совпадают с объектами «контрабанды» в Уголовных кодексах Беларуси и России. Вместе с тем установлена повышенная ответственность за перемещение наркотических средств или психотропных веществ в особо крупном размере.
В УК России предусмотрена уголовная ответственность за "незаконный экспорт или передачу сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание слуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружений, военной техники". В этой статье более детально перечисляются объекты преступления. Аналогичное преступление в УК Беларуси («Незаконный экспорт или передача в целях экспорта объектов экспортного контроля») предусматривает ответственность как за оконченное перемещение, так и за покушение в виде передачи объекта преступления в целях экспорта. А в УК Казахстана уголовная ответственность за данное деяние не предусмотрена.
Есть различия и в наказаниях за уклонение от уплаты таможенных платежей. Такое преступление, как «Уклонение от платы таможенных платежей, взимаемых с организаций или физических лиц», в Уголовном кодексе России предусматривает более квалифицированный состав, чем «Уклонение от уплаты таможенных платежей» в Уголовном кодексе Беларуси. То есть в российском законодательстве речь идет об уклонении от уплаты таможенных платежей в особо крупном размере. А в Уголовном кодексе Казахстана «Уклонение от уплаты таможенных платежей и сборов» предусматривает повышенную ответственность за совершение преступления должностным лицом с использованием служебного положения и организованной группой или преступным сообществом (преступной организацией). В остальном эти статьи совпадают[7].
Существенно отличается и величина крупного размера. В УК Казахстана - это 1000 МРП (месячных расчетных показателей), или около 270 тыс. российских рублей, в УК РФ - 500 тыс. российских рублей, в УК Беларуси - 2 тыс. базовых величин, или примерно 776 тыс. российских рублей[8].
Что касается составов административных правонарушений, то значительная их часть частично либо полностью совпадает. Отличия имеются в терминологии, что является следствием различной терминологии в таможенном законодательстве.
Субъекты административной ответственности также практически совпадают. При этом в Беларуси повышенную ответственность несут физические лица - индивидуальные предприниматели, в России - должностные лица. В Беларуси должностные лица повышенную ответственность не несут, хотя должностным лицом вред может быть причинен значительно больший, чем обычным гражданином. В Казахстане кроме физлиц, должностных лиц и юрлиц, субъектами административной ответственности являются юридические лица - субъекты малого, среднего и крупного предпринимательства, а также юрлица - некоммерческие организации.
Имеются существенные различия в величине административных штрафов. Их размеры в Беларуси значительно выше, чем в России и Казахстане. Так, минимальный размер штрафа за перемещение товаров через таможенную границу помимо таможенного контроля (ч.1 ст. 421 КоАП РК, ч.1 ст. 16.18 КоАП РФ, ст. 14.2 КоАП РБ) на физическое лицо составляет в Казахстане - 5 МРП (около 1350 российских рублей), в РФ - около 1500 российских рублей, в Беларуси - 20 базовых величин, или примерно 7777 российских рублей.[9]
Страны Таможенного союза договорились о единообразном подходе к привлечению к уголовной и административной ответственности, соблюдении принципов равенства перед законом, равенства защиты прав и законных интересов лиц, участвующих в уголовном и административном процессах на территории Таможенного союза. С этой целью 5 июля 2010 года стороны подписали два международных документа: Договор об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушение таможенного законодательства Таможенного союза и государств-членов Таможенного союза и Соглашение о правовой помощи и взаимодействии таможенных органов государств-членов Таможенного союза по уголовным делам и делам об административных правонарушениях.
Договором с учетом общепризнанных принципов и норм международного права для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и государств-членов ТС определены принципы и порядок привлечения к уголовной и (или) административной ответственности за нарушения таможенного законодательства. Контроль за соблюдением таможенного законодательства возложен на таможенные органы трех стран. Установлены единые нормы для привлечения к уголовной ответственности за совершение уголовных преступлений на территории нескольких государств-участников. В частности, лицо, совершившее административное правонарушение на таможенной территории Таможенного союза, подлежит привлечению к административной ответственности по законодательству той стороны, на территории которой выявлено это административное правонарушение. В данном случае административный процесс (производство) осуществляется по законодательству той страны, в которой лицо привлекается либо подлежит привлечению к административной ответственности.
Соглашение также учитывает общепризнанные принципы и нормы международного права. Документ призван обеспечить более широкое содействие в расследовании уголовных дел и дел об административных правонарушениях и повысить эффективность сотрудничества в этой области, определяет порядок взаимодействия при расследовании уголовных дел и дел об административных правонарушениях и информационного обмена. Практическая реализация соглашения будет способствовать обеспечению соблюдения таможенного законодательства, четкого применения его норм, устанавливающих уголовную и административную ответственность за нарушения. Это повысит оперативность в расследовании уголовных дел и дел об административных правонарушениях, а также качество их расследования.
Таким образом, принятые документы позволят таможенным службам Беларуси, Казахстана, России действовать согласованно и, несмотря на некоторые различия в законодательствах трех стран, применять единые подходы к привлечению к ответственности за нарушения таможенного законодательства.



[1] Таможенное регулирование и таможенный контроль [Текст]: информ.-аналит. журн./учредитель некоммерческое партнерство ИД «Панорама».- № 10. 2011. С. 21.

[2] Таможенное регулирование и таможенный контроль [Текст]: информ.-аналит. журн./учредитель некоммерческое партнерство ИД «Панорама».- № 11. 2011. С. 54.
[3] Перспективы ЕврАзЭС [Электронный ресурс]. - http://www.perspektivy.info/rus/desk/institucionalnaja_struktura_jevrazijskogo_ekonomicheskogo_soobshhestva_2010-06-30.htm, 28.03.2012.
[4] Таможенное регулирование и таможенный контроль [Текст]: информ.-аналит. журн./учредитель некоммерческое партнерство ИД «Панорама».- № 8. 2011. С. 17.

[5] Официальный сайт Федеральной таможенной службы РФ [Электронный ресурс]. - http://www.customs.ru/, 15.03.2012.

[6] Российская Федерация. Законы. Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.2009 г. № 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996 г.; в ред. От 07.12.2011 г.).

[7] Жалинский, А. Уголовная ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей. [Текст]: учебник/ Жалинский А. - Законность, 2011 г.- С. 115.
[8] Таможенное регулирование и таможенный контроль [Текст]: информ.-аналит. журн./учредитель некоммерческое партнерство ИД «Панорама».- № 7. 2011. С. 43.
[9] Информационный сайт политических комментариев [Электронный ресурс]. - http://www.politcom.ru/11009.html, 21.03.2012.

Комментариев нет:

Отправить комментарий